21 марта - Весенний солнцеворот, Вербоносица. Праздник Вербоносицы – этот день в деревнях посвящали тому, чтобы набраться у вербы чистоты, красоты, здоровья и целомудрия. Верба единственная среди пробудившейся природы сияла ярким серебром распустившихся цветков-серёжек. 21 марта матери наряжали своих дочек в красивую одежду и шли рвать вербу, закутывая ее в свежепостиранные полотенца. Мать срезала и ломала ветки, ровно столько, чтобы не оголить растение, и передавала их через сугробы дочке. Рвали и себе, и соседкам-старушкам, которым длительные пешие прогулки оказывались не по силам. 21-е был день, когда, как говорили в народе, верба осеребрилась. Первое, что полагалось сделать в этот день девушкам, поставить букетик серебристых веток в вазочку без воды. Верба достойна стоять в красном углу. Тогда сразу чистый вешний аромат начинает бороться со всеми одолевающими семейство недомоганиями, как бы мы сказали сегодня, дезинфицировать внешнюю среду, да еще и, по поверью, нечистую силу изгонять. Затем хозяйка дома берет ветку и идет хлестать ею всех, кто ей дорог, таким парадоксальным способом выражая свою любовь. Бьет домашних животных и приговаривает: "Не сохни, как верба не сохнет, Богом данная скотинка!". А детишек лупит со словами: "Не я бью, а верба бьет, Бог силы дает!". Или: "Верба красна не бьет напрасно!". Так изгоняется порча. А если малыш растет непокладистым, упрямым, то приговор матушки уже другой: "Верба хлест, бей до слез!". И отступает, как ни странно, от маленького человека неласковость, настороженность вместе с "черными", "болезными" слезами. Потом и из себя выхлестывали все нечисти. Делалось это методично. С подошв ног - до пупка, с ладони правой руки - до сердца, с ладони левой руки - вновь до сердца, а потом уже и спину обхаживали. И верба будто поднимала тело над землей. Легче ходить, веселее на белый свет смотреть. Верба сгоняла с тела старушечью дряблость. Женщины в возрасте, да и молоденькие мяли ветки в пальцах и влагу, добытую таким образом, легкими движениями наносили на лицо, предохраняя кожу от морщин. Издавна было примечено, что верба избавляет от многих бед и болезней. О сохранности рода, о чистоте помыслов и духа заботились наши предки в весеннее время. В этот день правили домашним чаем. Каждая бабонька заваривала вербную кору для себя и по глотку прикладывалась к этому чайку, расцветая, как вербушка. Вербные сережки запекались в хлеб, который подавали к чаю. А девушки обязательно съедали по три вербные серёжки. Считалось, что той, которой они казались сладкими, уготована по осени свадебка, а съеденные женщиной почки освященной вербы могут излечить её от бесплодия. Прутья вербы считают за целебное средство от разных болезней, равно спасительное и для людей, и для домашнего скота: в их отваре купают детей на здравие тела; кто съест девять распуколок с освящённой вербы, того не коснётся лихорадка; от переполоха (испуга) вбивают в стену колышек вербы, заостренный в виде гвоздя. В тот же день втыкают вербу за образа и в потолки домов и хлевов, с полною верою, что это оградит здания от грозы и пожара, а домашний скот от всяких бед. С 21 марта практиковались вечерние вербные омовения ног, избавляющие от болей, разглаживающие набухшие вены. Горсть коры заваривали в ведре с крутым кипятком, когда настой становился теплым, опускали в него ноги и держали, пока вода не остынет. Насухо вытирали, надевали полотняные чулки и ложились спать. Процедура повторялась три недели. Отвар, всякий раз подогревая, использовали трижды, а потом заваривали свежий. Вербным веничком обметали стены дома и пол. К удивлению хозяйки-чистюли, сору набиралось многовато. Сору видимого, а сколько незримого! Побывал, к примеру, в доме черный завистник, он непременно оставил пагубные флюиды. Считалось, что верба вычищает любые насылаемые на семью напасти. Надо лишь, собрав сметье (мусор) ввечеру, сжечь его по-задвору (за домом), чтобы на все четыре стороны пепел ветром разнесло. http://www.tridevatoecarstvo.com/showthread.php?tid=8874